Беда приходит откуда не ждешь...
Сюжет этой истории во многом похож на приключенческий сериал, начало повествования которого происходит в охотничьей заимке среди болот и труднопроходимой тайги. Для 43-летнего жителя Верхней Салды Ярослава Захарова эти глухие места, расположенные за поселком Басьяновский в районе деревни Кокшарова, знакомы с юных лет.
— Мой дед — бывший охотовед, начал брать меня с собой на заимку лет с восьми, рассказывает Ярослав. — Там, на изумительном по красоте лесном массиве, располагались охотничьи угодья, где можно было встретить лосей и диких кабанов, увидеть, как токуют тетерева и глухари. Завораживающее зрелище, которое хотелось показать и своему сыну.
Смущало одно: не исключалась возможность появления волчьей стаи или даже хозяина тайги — медведя. Поэтому я построил там крепкую и надежную избушку.
И вот мы с женой, сыном и братом Иваном отправились на свидание с дикой природой. Добираться, конечно, сложно — от поселка Басьяновский по узкоколейке на мотодрезине или, как еще называют, «пионерке», километров 15, а потом столько же пешком по болотам. Но это того стоило, если бы не...
Ничего не предвещало беды, когда знакомым маршрутом группа искателей впечатлений добралась до избушки. Пока все размещались и готовили место для костра, Ярослав отправился осмотреть окрестности.
— Когда брат ушел, мы даже не беспокоились — места он знает как свои пять пальцев, да и охотник опытный, — восстанавливает в памяти события того дня Иван. — Прошло несколько часов, а брат все не возвращался. Неужели что-то случилось? Но, услышав паровозный гудок, решили, что, скорее всего, он дошел до бывшего торфопредприятия и таким образом сообщает нам, что с ним все в порядке. Только спустя время мы заподозрили неладное и поняли, что надо идти на поиски.
В нескольких километрах от избушки Иван услышал знакомый голос, который звал на помощь. Обнаружили Ярослава лежащим на земле, не в состоянии освободить попавшую между корней деревьев ногу. Было очевидно, что травма серьезная.
— Здесь никто не ходит, места глухие, болота, топь... — вспоминает о злосчастном происшествии Ярослав. — Оступился, и нога провалилась между коряг. Попытался вытащить — больно. Сначала подумал, просто вывихнул — ан нет... Кричать бесполезно, разве что волки или медведи услышат. А таких встреч очень бы не хотелось. Надеялся, что спохватятся родственники и будут искать. А тут еще дождь полил, холодина... Вдруг слышу человеческую речь, стал звать на помощь.
После безуспешных попыток помочь передвигаться Ярославу самостоятельно, Иван натянул над пострадавшим тент и развел костер. Как быть дальше? Самим из леса не выбраться, мобильной связи в этих местах нет, значит, нужно идти за подмогой.
Оставив Ярослава с его 11-летним сыном Арсением, Иван пошел в направлении бывшего торфопредприятия: там есть сторож, и, скорее всего, у него есть средство связи. Часа через два он добрался до места. По рации связались с поселком Басьяновский и, сообщив о случившемся несчастье, стали ждать помощи.
«Служу народу...»
Эти слова присяги сотрудника полиции можно смело нанести курсивом на последующие страницы нашей истории.
Около полуночи участковому уполномоченному Межмуниципального отдела МВД России «Верхнесалдинский» старшему лейтенанту полиции Алексею Исакову позвонил один из жителей поселка, вкратце рассказав о происшествии. Подробностей никаких не было, кроме того, что есть пострадавший и людям требуется помощь.
— Эта территория — мой участок. Места опасные, в одиночку в лесу оставаться не стоит. А тут еще и такой случай, — мелькнуло в сознании офицера полиции.
Действовать нужно было без промедления. Несмотря на позднее время, Алексей раздобыл у знакомых квадроцикл и договорился о выезде «пионерки». Погрузив транспорт повышенной проходимости на мотодрезину, ранним утром Алексей уже направлялся в сторону Кокшаровских болот.
До места происшествия Алексей и Иван добирались с трудом — квадроцикл, даже не загруженный, постоянно вяз в болоте. Пять раз вытаскивали его лебедкой из топи. За пару километров до местонахождения пострадавшего стало ясно — дальше не проехать, поэтому оставшееся расстояние мужчинам пришлось преодолевать пешком.
— Я очень удивился, когда увидел, что мне на помощь пришел полицейский. Честно говоря, рассчитывал, что это будут спасатели, — вспоминает Ярослав. — Ребята наложили мне шину, сделали импровизированный костыль, чтобы я мог хотя бы стоять. До квадроцикла Алексей с Иваном практически несли меня на руках, а я ведь вешу ни много ни мало 100 килограммов.
И потом не легче. Колеса проваливались, и чтобы проехать, мужчины вырубали тонкий осинник и прокладывали им дорогу для квадроцикла. Как они все это сделали, как мы выбрались, до сих пор представить сложно.
Лишь поздно вечером группа добралась до поселка Басьяновский. Участковый сразу отвез Ярослава в больницу, где перелом подтвердили и наложили гипс. Убедившись, что все хорошо, Алексей Исаков уехал выполнять свои прямые служебные обязанности.
Кстати, о служебных обязанностях. То, что старший лейтенант полиции Алексей Исаков спас человека, стало известно совершенно случайно. В день спасательной операции он не прибыл в отдел по приказу руководства, за что полагается привлечение к дисциплинарной ответственности.
Когда стали выяснять, в чем причина невыполнения распоряжения руководителя, он из скромности упомянул, что вместо того, чтобы прибыть в отдел, «бродил по болотам». Причину, мягко говоря, уважительной назвать трудно. И только откровение спасенного человека: «Сказать, что я благодарен всем, кто мне помог — ничего не сказать. Я им обязан жизнью. Алексею Исакову — отдельное спасибо, таких, как он, единицы!» — предопределило официальную формулировку этим его «брожениям по болотам».
У служебного и гражданского долга — одна основа, имя которой «народ». И служение народу — та самая священная обязанность полицейского, которую с честью выполнил Алексей Исаков.
Когда о поступке Алексея стало известно начальнику МО МВД России «Верхнесалдинский» полковнику полиции Павлу Пайцеву, он принял решение представить участкового к награде за проявленную инициативу и неравнодушие.
— Такие сотрудники — главная ценность любого отдела полиции. Это люди по-настоящему неравнодушные и болеющие душой за свою работу, за салдинцев, что доверили им свои жизни, — отметил Павел Викторович.
А Алексей... Он и сейчас много не рассказывает и очень смущается, что его поступок вызвал такой общественный резонанс.
— Люди ко мне обратились, не мог же я остаться в стороне. Есть возможность помочь — значит, надо помочь, — убежден настоящий народный участковый старший лейтенант полиции Алексей Исаков.