Читаем о войне, помним о войне!

23 февраля мы отмечаем один из самых почитаемых в нашей стране праздников – День защитников Отечества. Особые слова благодарности в этот день звучат в адрес тех, кто прошел фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны и отстоял нашу Родину.


С тех страшных времен прошло 75 лет, но память о Великой Отечественной войне мы храним и по сей день.

Мы знаем, как тяжело было солдатам на передовой и тем, кто трудился в тылу, детям 40-х годов. Откуда нам это известно? Из уроков истории, военных фильмов и, конечно, из книг. Книги – это своеобразный мостик, позволяющий заглянуть в прошлое. Книги о войне являются как бы связующим звеном между нами, нынешним поколением, и поколением сороковых. А еще эти книги заставляют человека думать и помнить нашу историю.
«Читают ли современные дети?» – спросят некоторые. Читают! И не просто читают, а обсуждают прочитанное, делятся своими чувствами и мыслями о том, что узнали из книг. Яркий пример тому – 3 «А» класс школы №8, классным руководителем которого является Елена Александровна Бородулина. Ученик этого класса Алексей Вшивков после прочтения книги «Последние холода» Альберта Лиханова написал сочинение по этому произведению и стал победителем Всероссийского читательского конкурса «Читаем Альберта Лиханова: книги о вере, надежде, любви».

На страницах нашей газеты мы предлагаем вам познакомиться с этим сочинением.

Альберт Лиханов. Последние холода

Я читал повесть Альберта Лиханова «Последние холода». Повествование ведется от лица мальчика Коли. Он учится в третьем классе. Действие повести происходит весной последнего года войны в тыловом городе.
Коле выдают талоны на дополнительное питание в столовую №8. Там он знакомится с «желтолицым» мальчиком и его сестрой, которые «шакалят». «Шакалят» – это означает выпрашивают или отбирают еду.
Однажды «желтолицый» сел в столовой к Коле за стол и попросил доесть суп, который Коле не нравился. Коля был поражен и разрешил ему съесть остатки супа. Выходя из столовой, Коля заметил большую девочку, которая отдала половину котлеты с половиной картофельного пюре маленькой девочке, стоявшей рядом с «желтолицым».
«Желтолицего» зовут Вадим, а его сестру – Маша, или Марья, так ее называет Вадим. Ребята, эвакуированные из Минска. Их мама заболела и попала в больницу. А Марья потеряла карточки на еду и деньги. Маме в больницу они пишут записки, в которых врут, что у них все хорошо. Они боятся рассказать о своей беде. Боятся, что обо всем узнает мама и будет волноваться, а ей нельзя расстраиваться.
Вадим просит у Коли куртку до весны, свое пальто он хочет продать, чтобы прожить до конца месяца, до новых карточек. Колины бабушка и мама, узнав о беде Вадика и Марьи, пригласили их в гости и накормили. Когда ребята, Вадим и Марья, уснули, мама достала тетрадки Марьи из портфеля, чтобы узнать их фамилию, номер школы. Их фамилия была Русаковы.
На следующий день Марья пошла в школу, там ей выдали талоны на питание. Несмотря на приглашение Колиной мамы вечером на обед, Вадим в школу не пошел. Ему нужно было найти еду, чтобы вечером накормить Марью. Вадим понимал, что семья Коли не обязана кормить их.
Через несколько дней Вадим пришел из школы с портфелем, набитым кульками с крупой и кусками хлеба. Это учителя собрали каждый что смог. Вадим подумал, что учителям рассказала обо всем Колина мама, но оказалось, что она даже не знает номера школы, в которой учится Вадим.
Я очень сопереживал главным героям. Сложно сказать, как бы я повел себя, если бы попал в такую ситуацию. Остаться одному, без взрослых – это страшно!
Мне понравилось, что в повести все люди, узнавшие о несчастье Вадима и Марьи, поступили по-доброму, не остались равнодушными к чужому горю, поделившись своей едой, постарались помочь и поддержать их каждый как мог.
Понравилось описание дня, когда наступила Победа, как все радовались: мама и бабушка, прохожие на улице, дети и учителя в школе.
Однако повесть произвела на меня грустное впечатление, потому что, пока все вокруг радовались Победе, Вадим и Марья узнали, что их мама умерла.

Читайте книги о войне! Читайте сами, читайте своим детям и внукам. Истинное призвание таких произведений – не запугать. Наоборот, показать, какими удивительными, стойкими, великодушными и милосердными могут быть люди, что они могут преодолеть, вытерпеть. И все это – самый верный ориентир на пути к пониманию Великой Отечественной войны и Победы.

Светлана КУЛЕШОВА