"Находясь в Афгане, мы защищали свою страну", -

это убеждение воины-интернационалисты вынесли из пекла афганской войны, унесшей более 15 тысяч молодых жизней, осиротившей матерей, искалечившей сотни человеческих судеб. Воевавшие в Афганистане советские воины теперь - уже поседевшие отцы и деды.

У воинов-афганцев есть свои традиции, памятные даты, которые они всегда отмечают. 15 февраля - день вывода советских войск из Афганистана, главный из них. Это день памяти о ребятах, встретивших свой последний час на далекой афганской земле, кто так и не успел попрощаться со своими матерями и любимыми.

У человека, прошедшего войну, есть гордость и честь, он никогда не будет предан боевым братством. На памятное мероприятие 12 февраля в Ачит, когда была установлена мемориальная доска памяти воина-интернационалиста Андрея Шулепова, геройски погибшего в Афганистане, приехал сослуживец Андрея Шулепова, непосредственный участник трагических событий и свидетель его последнего боя Тутынин Олег Владимирович, полковник юстиции, житель города Красноуфимска.

Олег Владимирович согласился поделиться с нашими читателями воспоминаниями:

- Призывался в Вооруженные Силы я осенью 1981 года. Жил тогда в Свердловске и работал на Уралмаше. До армии занимался на курсах ДОСААФ, была тогда такая военно-спортивная организация, которая готовила молодежь к службе в армии. Готовились для службы в воздушно-десантные войска. Совершили 3 прыжка с парашютом около с. Логиново Белоярского района. Служить направили в Витебскую воздушно-десантную дивизию (тогда это была Белорусская ССР). Мы все знали, что попадем в Афган. К тому времени дивизия уже была там.

Первый месяц служил в г. Витебске. Через месяц нас направили в учебный центр Лосвидо, под Витебском. Там уже конкретно шла подготовка к Афганистану, и мы точно знали, что будем отправлены туда. Обычно учебка в десанте длится полгода, нас же учили по ускоренной программе и через четыре месяца около 150 человек отправили в Афганистан.

1 марта 1982 года мы прилетели в Кабул, где около аэродрома стоял 350-й полк 103-й Витебской воздушно-десантной дивизии. Десять дней мы были в этом полку. В это время снег шел беспрерывно все эти десять дней. В горах это переносить было очень тяжело.

10 марта нас, 30 человек, отправили в г. Шинданд, где стоял 3-й батальон нашего 350-го полка. Батальон был прикомандирован к 5-й гвардейской мотострелковой дивизии. А уже 16 марта нас перебросили в Фарах. Там батальон простоял год. В этот период батальоном проводили засадные действия по уничтожению караванов душманов с оружием, производили зачистку кишлаков и зеленых зон, в том числе и совместно с 5-й гвардейской мотострелковой дивизией.

В конце мая-начале июня 1983 года батальон участвовал в крупной операции по прочесыванию зеленой зоны в районе города Кандагар. После этой операции батальон был переброшен в провинцию Гильменд, где расположился на берегу реки Гильменд у кишлака Гиришк. Проводили операции по охране автодороги Шинданд - Кандагар, по которой шли советские колонны с различными грузами, организовывали засады по уничтожению душманских караванов.

Душманы вели себя очень активно и жестоко. Нападали на советские колонны в провинции Гильменд, минировали автодорогу Шиндант – Кандагар. Поэтому командованием было принято решение провести операцию по уничтожению банды душманов, которая действовала около кишлака Гиришк. Операция проводилась силами нашего батальона совместно с 317-м батальоном нашей же Витебской дивизии, она длилась 5 дней.

Андрей Шулепов служил в батарее АГС (автоматических станковых гранатомётов) гранатомётчиком. И он вместе со своим расчетом гранатомётчиков был придан к нашему взводу. 22 сентября утром после артподготовки мы приступили к прочесыванию зеленой зоны и кишлаков. Около 12 часов дня наша рота и мой взвод возле кишлака Гумбад попали под обстрел душманов. Завязался бой, который длился в течение трех часов. Андрей Шулепов со своим расчетом был в рядах нашего взвода и вел огонь из гранатомёта по душманам. В результате ожесточенного боя мы потеряли 13 человек убитыми и ранеными. Андрей в этом бою тоже получил тяжелое ранение. Всех погибших и раненых по окончании боя эвакуировали в Кандагар. Андрей скончался в вертолете, не приходя в сознание.

Никогда у нас не было столько потерь сразу в одном бою. Сражались все мужественно, геройски. Основная масса погибших были ребята, которым через месяц предстояла демобилизация. У меня это тоже была последняя боевая операция - вскоре демобилизовался.

Всю свою жизнь я проработал в правоохранительных органах, довелось некоторое время быть прокурором и в Ачитском районе.

Годы прошли с тех пор, более тридцати лет назад закончилась афганская война, но это никогда не забудется. Особенно тот день. Афганистан навеки в нашей памяти, и те ребята навсегда остались в нашем сердце. Я рад, что в Ачите есть улица Андрея Шулепова, тем самым увековечена память о нем.

Нина СТАХЕЕВА. Фото Кирилла Кириллова.