Славим человека труда! Маэстро серовских дорог. О серовчанине – машинисте автогрейдера Дмитрии Кулёмине

Машинист автогрейдера МП «Серовавтодор» Дмитрий Кулёмин свою девятиметровую махину с надписью на борту «Брянский» знает, как Никколо Паганини скрипку Страдивари. И также виртуозно ею владеет. Еще бы: 25 лет в профессии!


Специальность на вес золота

Не секрет, что вернулись те времена, когда человек рабочей профессии, чьим трудом, собственно, и производятся блага любой страны, снова востребован обществом и государством. О важности господдержки, приоритете и престиже таких профессий сегодня говорится на различных уровнях власти. Ежегодно в регионе поощряют тружеников самых разных специальностей. Конкурсы мастерства «Славим человека труда!» проходят среди поваров, врачей, лесорубов... На предприятиях, где есть определенная нацеленность в будущее, термин «кадровая политика» не является пустым звуком. Практически по крупицам перспективно мыслящие руководители создают коллективы, способные выполнять масштабные задачи. Ведь хорошего крановщика, газосварщика, электрика да и представителей других рабочих профессий зачастую еще приходится поискать!

Сегодня, в промежутке двух праздников – Дня работников дорожного хозяйства и Дня автомобилиста, – расскажем о человеке, труд которого тоже ценится на вес золота.

 

Первый блин комом

К слову, сам наш герой совсем не мечтал быть машинистом автогрейдера. Воспитанник верхотурского детского дома и краснотурьинской школы-интерната Дмитрий Кулёмин профессиональное образование получил в одном из училищ Екатеринбурга, куда отправился учиться на автослесаря за компанию с другом.

– Я свою профессию не выбирал. Это профессия, судя по всему, выбрала меня. Я совсем не хотел быть трактористом, а уж тем более грейдеристом. Но получилось так, как получилось. Это было в 1994 году, когда я пришел из армии и устроился на металлургический завод в автотранспортный цех. Однажды пришлось заменить заболевшего грейдериста. До этого я никогда не работал на такой технике, хотя права на управление дорожно-строительными машинами были. Меня отстажировали две недели, устроили даже экзамен и отправили в город. Помню тот день как вчера. Честно сказать, было страшно. Мой первый опыт расчистки дороги пришелся на улицу Льва Толстого, район УБРиРа. Там колодцев было очень много, я работать не умел. С меня сошло семь потов. Огромная благодарность женщинам-дорожницам, они меня успокаивали и настраивали на рабочий лад...

 


Километры дорог

9 мая 1995 года Дмитрий Леонидович пришел работать в МП «Серовавтодор» и «задержался» здесь вот уже на 25 лет.

– Первое время ездил на тракторе МТЗ, работал на катке и маленьком погрузчике. А потом доверили автогрейдер. С тех пор практически все дорожные ремонты прошли через меня: улицы Победы, Ленина, Каляева. Дорога в Сосьве, стадион «Металлург»...

Рабочее место, а точнее участки, где трудится Дмитрий Кулёмин всегда разные: это сотни километров дорог и не только Серовского городского округа – от поселка Первомайского Новолялинского городского округа до Волчанска (Городской округ Карпинск).

– Этим мне работа и нравится: всегда в разных местах, все время куда-то едешь, каждый раз новые объекты. Ты даже не знаешь, где будешь трудиться завтра. И тяжело, и интересно, и, в отличие от завода, разнообразно. Многие организации предлагали мне перейти к ним на работу, но пока меня все устраивает и в «Серовавтодоре».

 


С филигранной точностью

Работа грейдериста, на взгляд обывателя, может показаться простой и монотонной. На самом деле, как говорит Дмитрий Кулёмин, она очень даже разная и кое в чем требует ювелирной точности.

Во-первых, грейдер – достаточно крупная машина, поэтому необходимы осторожность и соблюдение ПДД при работе, во-вторых, от грейдериста требуется мастерство, чтобы грамотно делать разуклонку поверхности согласно проектной документации. А чтобы стать хорошим грейдеристом, нужно несколько лет – здесь кроме досконального знания техники для выравнивания дороги и твердых навыков требуются внимательность, аккуратность, выдержка, ответственность. Не говоря уже об особом таланте, умении «чувствовать» обочину, вовремя увидеть под снегом опасность. Чуть зазевался – либо технику повредил, либо нанес ущерб дорожному покрытию.

– Например, та же планировка шлака – это не просто кучи разгладил и на этом все. Это достаточно высокоточная работа, в которой важны промилле. Даже мне, честно признаться, еще не всегда все удается. Не всегда получается. И я ошибаюсь. А еще во многом точность зависит от грейдера, насколько хорошо он работает.


«Железный конь» тоже рвется

Дмитрий Кулёмин знает своего «железного коня», произведенного на Брянском машиностроительном заводе, наверное, как Никколо Паганини скрипку Страдивари.

– Этому грейдеру на сегодняшний день 10 лет. Он свое уже повидал, конечно. Бывало, и подводил. Ремонтирую его сам, слесарь лишь помогает. Знаю не только каждый узел – каждый винтик! Этот грейдер видел уже замену двигателя, ремонт моста, коробки, «галстука».

А в октябре 2014 года, когда на город обрушился сильнейший снегопад и пришлось силами трех грейдеров и одного крана вытаскивать улетевшую с трассы фуру, «рабочую лошадку» Дмитрия Кулёмина разорвало пополам. Заварили и снова в строй отправили.

Иногда эта девятиметровая махина только с виду кажется несокрушимой, как танк. На самом же деле становится нежной и капризной, как скрипка, – «фальшивит», перестает слушаться. Приходится брать набор ключей и делать «перенастройку».

И хотя взамен отбегавшей машине грейдеристу Кулёмину обещают купить новую, он сомневается, насколько другая будет надежной. Ведь в 2018 году Дмитрий Леонидович уже пробовал пересесть на новенький грейдер – детище рыбинского завода дорожных машин, но тот не оправдал возложенных надежд, поэтому вернулся наш герой на своего старенького «железного коня» брянского производства. К слову, у «коня» даже настоящая подкова имеется – была найдена самим Дмитрием при ремонте сосьвинской дороги.


Цыганский барон

А еще его «рабочую лошадку», а точнее ее кабину, украшают сшитые женой яркие шторки с кисточками. Они же создают уют на рабочем месте, ведь дома грейдерист бывает не так часто, как хотелось бы.

– Выходные бывают редко. Да и работаем мы порой с 4 часов утра до позднего вечера и по ночам. Иной раз жена в шутку называет меня подводником, говорит: «как ушел в плавание, так ни я, ни дети тебя не видят».

Зато у Ирины, жены Дмитрия, – работа особая.

– У нее самая замечательная, но и самая сложная профессия – профессия мамы. Мало того, что надо мужа собрать на работу, но и детей – в садик и школу, помочь им с домашними заданиями, постирать, приготовить, держать семейный очаг в тепле и порядке.

У многодетного отца четверо детей: поровну сыновей и дочек. Средние Алена и Ярослав – школьники. Шестилетняя Александра – воспитанница детского сада. Старший, Владимир, служит в железнодорожных войсках российской армии. После службы планирует, как и отец, найти свое призвание в МП «Серовавтодор», ведь перед армией успел в Серовском металлургическом техникуме получить специальность тракториста-машиниста дорожной техники.

– Если его заинтересует грейдер, конечно, буду обучать всему, чем сам владею, – говорит Дмитрий.

Ах да, за уютные шторки с кисточками коллеги Кулёмина прозвали его «цыганским бароном».

 


Болеть душой не у всех получается

Пока Дмитрий Леонидович «колдует» над своей техникой в день ее технического обслуживания, прошу начальника производства МП «Серовавтодор» Антона Юдина высказать мнение о герое материала:

– Быть машинистом автогрейдера – в любом дорожном предприятии самая ответственная и почетная работа. Дмитрий Леонидович достаточно хорошо себя зарекомендовал. Именно ему в первую очередь всегда доверяется новая техника. На сегодняшний день он является старшим в звене снегоочистки. Коллектив прислушивается к его мнению. И если на тракторе работать проще, то с грейдером необходимо уметь справиться, а значит подружиться. Для этого надо, как Дмитрий Леонидович, болеть за свое дело душой. А это, к сожалению, не у всех получается...

 

– Я горжусь тем, что работаю на автогрейдере, – говорит Дмитрий. – Да, профессия тяжелая. Но могу сказать, что каждый из нас – штучный материал. Нас очень мало. Буквально единицы. Хочу пожелать своим коллегам: ни гвоздя, ни жезла. И главное – уважения ко всем, кто работает на дороге.

В октябре, напомним, сотрудники «Серовавтодора» отмечают сразу два профессиональных праздника – День работников дорожного хозяйства и День автомобилиста. И простое человеческое «спасибо» в эти дни они уж точно заслужили!