Вот такое было наше детство

Когда я пришла побеседовать с труженицей тыла Надеждой Яковлевной Картовенко, на её лице сияла счастливая улыбка: рядом с ней в этот день находились самые родные и дорогие ей люди: дочь Людмила, внучки Наташа и Лена, правнучки Катя, Даша, Ярослава-дети Наташи и правнук Егор, сын Лены.

  Родилась будущая труженица тыла в 1933 году в д. Малоречка Таборинского района в семье Маврица Якова Тарасовича и Анны Фоминичны. «У моих родителей это был второй брак: когда они решили жить вместе, у папы было пять детей, у мамы один, совместных пятеро родились, я была второй из этих пяти. Жили в деревне, держали большое хозяйство, семья-то какая была, столько человек за стол посадить надо было. Сеяли свой хлеб, потом колхоз «Новый путь» образовался. Деревня у нас была в одну улицу, но очень красивая. Школа 4-х летка в 2-х этажном доме кого-то из раскулаченных. Окончила начальную школу, в 5-ом классе в Таборах училась, а больше и не пришлось учиться, надо было работать в колхозе и дома работы много было, мама одна не могла управиться без нашей помощи», - рассказала Надежда Яковлевна.

- Вам было 8 лет, когда началась война, от кого Вы узнали о её начале?

- Приехал нарочный на лошади из Таборов и сообщил, что началась война.

Отца забрали в трудовую армию в Таборы.

- Как питались во время войны?

- Пленные немцы с лесозаготовки приходили в деревню крапиву собирать, а мы сами старались её пораньше собрать, выручала она во время войны, «гегелёчки» собирали на полях и приговаривали: «Гегелёчек, гегелёчек, выторни головку, дам тебе колотовку», тут же и съедали эту травку. Всё время есть хотелось: несытная была еда. Хозяйство дома держали, а продукты, полученные с него, надо было сдать государству: масло — 12 килограммов, яйца, с поросёнка шкуру снимали и тоже государству сдавали.

- Где работали во время войны?

Мы, дети, в летнее время в колхозе работали: пололи поля, запомнилось, какой колкий был осот, а ручонки голые, тогда о перчатках и не знали. Навоз с ферм вывозили на поля. Возили сено, дрова в колхоз. Возили дрова в Таборы: в школу и больницу. Всю посильную работу выполняли. Вот такое было наше детство!

Война закончилась, а жизнь в деревне легче и богаче не стала: не вернулись с фронта многие малореченские мужики: погибли в боях за Родину, поэтому немного мужских рук добавилось в деревне после окончания войны, и вся ежедневная тяжёлая колхозная работа по-прежнему ложилась на плечи женщин и подростков.

На разных работах в колхозе трудилась и героиня повествования. Достигла совершеннолетия, но паспорта не получила, как и все колхозники.

В 19-ти летнем возрасте Надежда Мавриц вышла замуж за Картовенко Ивана. Муж страдал заболеванием сердца, ему дали путёвку в санаторий «Усть-Качка», после лечения заехал в Ревду к родственникам, те и помогли получить паспорта. Молодая семья Картовенко с двумя детьми решила переехать в Ревду, но, прожив там меньше года, приехали в Тавду (в связи с заболеванием сердца у Ивана Ефимовича врачи рекомендовали ему жить вблизи хвойного леса), а затем семья перебралась на постоянное место жительства в Таборы, где им дали квартиру.

Надежда Яковлевна рассказала: «Сначала я уборщицей в раймаг устроилась, а потом Анна Прохоровна Прусова пригласила меня продавцом работать — 25 лет отработала в этой должности. Выйдя на пенсию, уехала жить в Ревду, а сейчас уже 10 лет живу у дочери Людмилы. Всё у меня хорошо, заботятся обо мне и Люда, и внучки. Но вот как заболею — всегда тяжело, столько хлопот доставляю моим родным».

Поблагодарив Надежду Яковлевну за беседу, я прощаюсь с ней, пожелав ей и её родным крепкого здоровья и счастья. Любовью и заботой со стороны близких труженица тыла окружена.

Татьяна Козлова.